Поставить на учет в ГИБДД в Москве. Быть или не быть? ГАИ-ГИБДД мучает гамлетовский вопрос

Быть или не быть? ГАИ-ГИБДД мучает гамлетовский вопрос

С начала года в системе ГИБДД были сокращены более 10.000 сотрудников, их функции переданы другим ведомствам, а некоторые эксперты все чаще говорят о ликвидации ГИБДД, — инспекция либо перестанет существовать, либо получит новые функции.

Ирина Мишина

Увеличение числа дорожных камер на магистралях России неизбежно сокращает поле деятельности ГИБДД и потребность в людях. Сейчас на дорогах страны работают более 9 000 комплексов фотовидеофиксации. К 2020 году их число вырастет на треть, к 2022 году — на 66%, к 2023 — на 88%, а концу 2024 года таких камер будет больше в два раза по сравнению с сегодняшним днем.

В кулуарах МВД , насколько нам известно, обсуждались несколько вариантов реформы. Первый — это слияние ГИБДД с патрульно-постовой службой. Против этого выступили многие профессионалы, так как сотрудники ППС мало что понимают в работе ГИБДД. Второй вариант — создание отдельного подразделения, дорожной полиции. Предполагалось, что это избавит ГИБДД от бумажной и регистрационной работы и превратит, по сути, в силовой блок. В кулуарах рассматривали и третью модель реформы. Поговаривали, что статус ГИБДД может повыситься вплоть до Министерства безопасности дорожного движения.

Так или иначе, но перемены в работе ГИБДД уже начались. За последние годы у этой структуры отобрали целый ряд функций: постановку на учёт новых автомобилей (теперь из автосалона можно выезжать на автомобиле, который уже поставлен на учет); большинство мелких аварий оформляется по «европротоколу», без вызова сотрудников ГИБДД. Некоторые функции по переоформлению автомобиля и получение номеров в крупных городах переданы МФЦ. Техосмотр, проверка на наличие ОСАГО – все это уже вне ведения ГИБДД.

Кстати, как сегодня называется служба, отвечающая за безопасность дорожного движения, — большой вопрос, переходящий в загадку. В 1998 году президент Борис Ельцин подписал указ N 711, превратив росчерком пера ГАИ в ГИБДД. Безусловно, тогда хотели как лучше, но от перемены букв ничего не изменилось. ГИБДД страдала теми же пороками, что и ГАИ. В декабре 2001 года президент Путин дословно сказал следующее: «Есть такая организация — ГИБДД. Трудно выговаривается и вообще не очень понятно, зачем переименовали. Так до сих пор никто внятно не может объяснить. Но структура важная». После этих слов президента с 2002 года автоинспекцию стали именовать ГАИ – ГИБДД. А в общем, каждый называл кому как нравится. Однако с 2004 г. новое-старое ведомство переименовали в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД). Общая сумма переименования по самым минимальным подсчетам обошлась государству примерно в 3 миллиона долларов. Но инспекторов на дорогах, одетых в светоотражающие бронежилеты, по-прежнему именовали либо «ГАИшниками», либо «ГИБДДшниками».

  На мосту в Омске столкнулись восемь автомобилей

За сменой названия всегда кроется смена функций. И вот однажды встал вопрос: сохранится ли эта служба вообще? «Предпосылок для реформы ГИБДД-ГАИ много, потому что претензий к этой службе масса. То, что сотрудники этой структуры обязаны делать, они не делают, работу многих из них можно назвать одним словом: «саботаж». Вы знаете, почему сегодня не раскрывается 93% случаев угона автомобилей? Потому что в преступные сообщества, по некоторым неофициальным данным, входят сотрудники ГИБДД. После угона, получив свою «долю», такой госслужащий сразу увольняется и переходит на другую работу», — рассказывает автомобильный эксперт, радиоведущий, автор радиопрограммы «Гараж» Сергей Асланян. – «ГИБДД – структура на сегодня абсолютно бесполезная. Раньше это была организация по выписке штрафов, а теперь этим активно занимаются Московская автодорожная инспекция, Администрация Московского парковочного пространства. Полномочий у ГАИ всё меньше. Когда руководитель дептранса Москвы Ликсутов начал вводить платные парковки и эвакуаторы в Москве, ГАИшники с легкостью «сдали» новым хозяевам город, изобразив в столице транспортный коллапс. С их согласия частным коммерческим структурам дали «зелёный свет» на совершение поборов», — считает Сергей Асланян.

Произошло ли это по взаимной договоренности или в ГИБДД получили от этого некую прибыль, остаётся только гадать. Однако, первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, лидер «Автомобильной России» Вячеслав Лысаков в разговоре с журналистами не так давно подтвердил, что ГИБДД в последнее время «подвергается давлению». Он связал это с желанием различных сил «сесть на финансовые потоки, проходящие через ГИБДД». А «потоки» эти немалые. Судите сами: 3 октября 2013 года Правительство РФ выпустило Постановление N 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Среди разработчиков программы первым значится Министерство внутренних дел РФ. В задачах этой программы, в частности, записано: «Создание системы пропаганды с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; повышение культуры вождения; повышение требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами».

  Патруль ГИБДД обстрелян в Нальчике

«После выхода этой программы в каждом отделении ГАИ-ГИБДД появился штатный пропагандист на зарплате, который должен «воспитывать водителей и пешеходов». Бюджет под эту программу выделен немалый. Насколько я знаю, Дирекция по управлению этой программой – внушительная структура, в которой работают дети чиновников, их родственники. И все это как минимум до 2020 года! То есть ГАИ-ГИБДД фактически до этого времени в той или иной форме будет существовать», — считает Сергей Асланян.

«Критический момент для ГАИ-ГИБДД наступил в июне 2017 года — с назначением на должность начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майора полиции Михаила Черникова. После этого заговорили о том, что вместо сотрудника ГИБДД на дороге появится полицейский, который будет заниматься общественной безопасностью, то есть ловить «ездунов на красный свет», водителей в состоянии алкогольного опьянения, других нарушителей. Иными словами, на дорогах должен был работать полицейский с универсальными функциями. Глава МВД Колокольцев даже издал на сей счет какой-то приказ, который, однако, выполнен не был», — рассказывает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

В распоряжение «Новых Известий» попал документ, датированный 27.03.2017 г., который многое проясняет по поводу предполагаемой реформы ГАИ-ГИБДД. Из этого документа следует, что согласно «плану-графику по реализации мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности органов внутренних дел РФ от 19.12.2016 года предусмотрена проработка вопроса о создании единой патрульной службы… МВД России подготовлены проекты плана, программы и приказа… о проведении соответствующего эксперимента». Однако, далее начальник ГУОООП МВД генерал-лейтенант полиции Ю. Валяев ссылается на неудачный опыт создания единой патрульной службы в Казахстане и просит снять с контроля данное ему поручение. «Действительно, невозможно человека, который разнимает пьяных, ловит преступников, перекинуть на регулирование перекрестка. Поэтому тему эту проанализировали и тихо свернули», — поясняет Петр Шкуматов. – Это даёт основания предположить, что отдельное ведомство точно создавать не станут. Объединять ППС с ГИБДД тоже не логично: для этого надо радикально повысить уровень знаний сотрудников. Так что все слухи о реформе ГИБДД напоминают «фантомные боли».

  Поставить на учет в ГИБДД в Москве. Машины бремени

Однако, эксперты считают ссылку на неудачный опыт Казахстана по ликвидации ГИБДД простой отговоркой. «Во многих странах служб, аналогичных ГАИ или ГИБДД, вообще не существует. Ближайший пример – Грузия», — рассказывает автомобильный эксперт Сергей Асланян.

В российских социальных сетях периодически можно читать негативные отзывы в адрес сотрудников ГАИ-ГИБДД вроде такого: «Я категорически против этих фраз: «Ну что нарушаем?» или «Пройдёмте в автомобиль для составления протокола». И все это с улыбочкой… Прошу, господа реформаторы, избавьте водителей от унижения на дорогах! Ведь это так просто».

«То, что я скажу, для многих прозвучит, может быть, странно: ГАИ-ГИБДД всё же выполняет сегодня определенные полезные функции», — считает автоэксперт Сергей Асланян. – Это старая структура, она не совершенна, но она во многом обращена к людям. Это не безличный авторегистратор, который может перепутать автомобиль и в результате вас оштрафуют ни за что. Это не представитель администрации Московского парковочного пространства и не эвакуатор. В ГАИ — ГИБДД можно прийти с заявлением, и там обязаны с ним разобраться. Во всяком случае, вас выслушают и примут жалобу к сведению».

Что будет дальше с контролем на дорогах России, предположить не так уж и сложно. Скорее всего у нас останется и ГАИ-ГИБДД, при этом будут и дорожные камеры, а одновременно с ними – администрация Московского парковочного пространства и эвакуаторы. Водители станут еще более уязвимыми. Почему? Просто у нас штрафная экономика. Её идея – получить как можно больше денег с автомобилиста, причём любым способом.

«Новые Известия» направили официальный запрос о будущем ГАИ-ГИБДД на имя начальника УОС МВД России Александра Князева. Ответили нам оперативно:

«УОС МВД России совместно с компетентными подразделениями Ваше обращение рассмотрело.Запрашиваемыми сведениями не располагаем.

С уважением, Пресс-центр МВД России».

Добавить комментарий